22:06 В мире интересного | |
"Хочу все знать!" Что позволяет человеку быть любознательным и наблюдательным, иметь здравый смысл, свободно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, принимать верные решения, сохранять душевное равновесие? Сегодня в нашей статье-размышлении, дорогие друзья, мы постараемся ответить на эти вопросы и привести увлекательные примеры. Оставайтесь с нами. Выражайте свое мнение. Возможно, именно оно и станет самым интересным. А причина эта кроется в характере взаимоотношений человека и окружающей действительности. Независимо от возраста человек может быть открыт миру, интересоваться им, удивляться, стараться многое понять и как можно больше узнать, а может – и наоборот... Как бы вы ответили на такие вопросы: 1) Кот – 3, ворона – 3, баран – 2, корова – 2, собака – 3, коза – 2, петух – 8. Осел – ?
Многие люди затрудняются отвечать на подобные вопросы. Почему? Не хватает находчивости, сообразительности, быстроты мышления? Да, не хватает, но не только и не столько именно этого. Живое мышление находится в постоянном диалоге с действительностью, живой природой. В его основе – и собственный жизненный опыт, и собственные ассоциации, и индивидуальные особенности восприятия и воображения, и деятельность, и созерцание, потребности, интуиция, чувства. И многое еще. Живое мышление выявляет истинные причины событий и явлений и пристрастно наблюдает за их развитием. Живым его делает личностная компонента мышления, оперирование живым знанием. Российский психолог В.П.Зинченко в работе "Саморазвитие духа", посвященной памяти В.В.Давыдова – педагога и психолога, занимавшегося проблемами мышления и деятельности, писал: "Теоретическое мышление о корнях, истоках, о происхождении и развитии – это живое мышление, вырастающее из живого знания". Перед живым мышлением всегда стоит очень серьезная задача: отказаться от традиционного образа мыслей и, стремясь найти истинный ответ, не довольствоваться готовыми, поверхностными, очевидными решениями. Благодаря живому мышлению человек не зацикливается на собственных мыслях и идеях. Он может принимать мысли и идеи других людей, объективно соотносить их с имеющейся ситуацией, поставленной задачей, точно осознавая мотивы как свои, так и других людей. Потому что он открыт миру. Именно такой человек находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром, именно такое мышление является основой и необходимым условием сотрудничества, работы в команде, что сегодня является одним из показателей успешности человека. Как же воспитать живое мышление? Именно воспитать, потому что развивать можно какие-то виды и качества мышления, мыслительные способности, операции. С чего же начать? А вот с чего: сначала просто заставьте себя задуматься. Томас Джон Уотсон-старший, легендарный американский предприниматель и руководитель, основатель и президент IBM, утверждал: "Все проблемы мира можно было бы урегулировать, если бы только люди были готовы думать. Беда в том, что люди очень часто прибегают к всевозможным приспособлениям, чтобы не думать, потому что мышление является столь тяжелой работой". Думать – значит сравнивать, рассуждать, делать собственные выводы, находить самостоятельные решения проблемных ситуаций. Когда человек начинает мыслить? Тогда, когда он не может действовать по образцу, стереотипу и ему приходится принимать новые решения, осваивать или изобретать новые способы действий. Ситуация иной раз кажется безвыходной потому, что пока для нее не существует готового решения. Его и надо придумать самому. «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать», – заметил Джанни Родари, известный итальянский детский писатель. А это и построение замысла, и его реализация, и конструирование новых способов достижения результата. Воспитанию именно живого мышления в главной мере способствует непрерывная работа по общению с самим собой и окружающим миром. Для начала проявите интерес ко всему, что происходит вокруг вас, затем задайте себе вопросы, начинающиеся словами: почему, откуда, зачем, как, сколько, когда, где и т.п. А потом ответьте на основной вопрос: "Как случилось, что я до сих пор не знал ответов на эти простые вопросы (все или некоторые из них)?". Живое мышление можно «разбудить» с помощью специальных упражнений. Их вы найдете во многих наших статьях, например, «Нет» косности мышления. Но самым лучшим упражнением будет размышление о работе вашего собственного мыслительного аппарата и о способах его совершенствования. 1. Учитесь ставить цели и достигать результата. Поставьте перед собой цели: "открыться миру", стать наблюдательным, совершенствовать свое мышление, научиться жить в согласии с собой и окружающими. Задействуйте все внутренние ресурсы и силы для их достижения. Составьте план на каждый день и старайтесь ему следовать. Быстрых результатов не ждите. Мозги и чувства "раскачать", а при необходимости и "повернуть" совсем в другую сторону непросто. Пробуйте, пробуйте и, если не получается, – пробуйте еще. Каждый день добивайтесь хотя бы частички успеха. В этом вам помогут наши статьи КЕМ быть или КАКИМ быть, вот в чем вопрос, Я обязательно смогу! - 1, Путь к успеху и др. 2. Развивайте воображение. Мышление без воображения – воспроизводство готовых знаний и выстроенных кем-то алгоритмов действий. Без воображения действительность ограничивается рамками уже открытого или созданного другими. Когда картину спросили, что она думает о живой природе, та ответила: "Все это, конечно, хорошо – и фон, и перспектива. Но ведь нужно же и рамки знать"... Фантазируйте. В этом вам помогут наши статьи Испытай себя, В поисках идеи – 1, Игра воображения и др. 3. Развивайте диалектичность мышления. Это свойство мышления основано на обнаружении истины путем установления и разрешения противоречий, на выявлении парадоксальных ситуаций. Здесь возникает необходимость совершить "невозможное". То, что требуется выполнить в задании, сделать нельзя, так как этому противоречит ваш опыт. Ситуация воспринимается именно как невероятная, невозможная. Попадая в ситуацию противоречия, парадокса, человек вынужден порождать новые идеи для выхода из нее, искать новые способы действий. И если не останавливаться на первом пришедшем в голову решении, а строить гипотезы, представлять условия, при которых невозможное становится возможным, то в сознании начинают выстраиваться варианты разрешения противоречия. Такая работа мышления и воображения позволяет преодолеть то, что преодолеть, казалось бы, невозможно. Задания, содержащие противоречия, например, такие: 10) Как поместить одну чайную ложку сразу в два одинаковых стакана? Задания, содержащие парадокс, например, такие: 13) Будет ли купец в выигрыше, который из соображений рекламы вывесил объявление: "Сегодня за наличные, завтра в кредит?" 4. Развивайте критичность, внимание, наблюдательность, способность концентрироваться на главном. Старайтесь все вокруг подвергать сомнению, постоянно задавая себе вопрос "зачем?". В процессе общения стремитесь понять, как люди пришли к тому или иному рассуждению, а наблюдая за их действиями, задумайтесь, что их подвело к тому или иному поступку. Анализируйте каждое высказывание. Читая условие, пытайтесь себе представить то, о чем в нем говорится, создайте четкий образ. Например, известная задача про кошек – "В комнате четыре угла. В каждом углу сидит по кошке. Напротив каждой – по три кошки. Сколько кошек всего?" – прекрасно решается, если сразу представить себе эту картинку. Тогда окажется, что четыре кошки сидят по углам и каждая из них видит трех своих подруг, т.е. – всего четыре кошки. Учитесь концентрироваться. А поможет вам в этом упражнение Рудольфа Штайнера, философа и писателя, основателя вальдорфской педагогики: он предлагает ежедневно в течение пяти минут внимательно рассматривать обычную чайную ложку. Чтобы выполнить это упражнение, необходима очень высокая концентрация внимания. Нужно отметать все мысли, не имеющие отношения к ложке. И когда это удается, в сознании рождаются вопросы, например, такие: "Почему у нее именно такая форма?", "Как появилась идея создать такую ручку, широкую ближе к концу и узкую ближе к основанию черпака?", "На что похожа форма черпака?". Сконцентрироваться помогают любые вопросы и предметы. Возьмите, к примеру, чайник и попытаетесь понять, почему он выглядит именно так, а не иначе, и как его можно использовать в других целях. 5. Развивайте личностную, чувственную компоненту мышления. Старайтесь пристрастно "всматриваться" в окружающий вас мир, оценивать его и анализировать. Нельзя оставаться равнодушным ни к одному факту, ни к одной посетившей вас мысли. Формируйте чуткость к мелочам и деталям. 15) Чем их больше, тем вес меньше. Что это? Для развития личностной, чувственной компоненты мышления надо читать хорошую литературу, переживать события вместе с героями и сочувствовать. Чтение, ко всему прочему, развивает сосредоточенность, быстроту и гибкость мысли. Расширяется кругозор, на основе которого впоследствии будут формироваться новые знания, новые способы действий. Постоянно совершенствуйтесь. Тот же Томас Джон Уотсон-старший говорил: "Всякий раз, когда человек или предприятие решают, что успех достигнут, прогресс прекращается". Необходимо понять, что деятельность, основанную на эксплуатации готовых знаний, хорошей памяти нельзя назвать МЫСЛИТЕЛЬНОЙ. Когда, например, отличник быстрее и лучше всех на уроке выполняет задания, то, как правило, он только и делает, что воспроизводит алгоритмы и способы решения, вложенные в него учителем. Его "продвигают" хорошая память и быстрая реакция. Истинное мышление предполагает работу собственной мысли, потому что мышление – это творческое преобразование образов объектов, их значения и смысла в сознании человека. Перефразируя высказывание известного советского педагога и ученого В.А.Сухомлинского "Нужно не сообщать истину, а открывать ее", скажем: "Нужно не получать знания, а добывать их самостоятельно". Огромное внимание необходимо уделить понятиям: осмысление и понимание, которые являются важнейшими функциями мышления и его результатами. Они построены на последовательной работе мыслительных операций. Осмысление и понимание тесно взаимосвязаны. О том, как выработать способность осмысления и понимания информации, вы можете почитать в наших статьях Мыследеятельностная педагогика – теория и практика, Необычные вопросы, Без логики никуда, где приводятся практические примеры развития мышления. Другие рекомендации и педагогические технологии освоения способов развития мышления можно найти в этих статьях: Пока я мыслю, я существую. Используй или потеряешь. Другое измерение. В поиске противоречий. В ногу со временем. Хватит ли терпения. Исключи лишнее. Пора поиграть!
| |
|
Всего комментариев: 0 | |